Учащимся
Болезнь 21-го века
Болезнь века - Игромания
Игромания (игровая зависимость, лудомания, гемблинг) – болезненное состояние, характеризующееся психологической неконтролируемой зависимостью от игры, эмоциональными расстройствами и как следствие депрессивным состоянием.
Новый экономический путь привел нашу страну не только к изменению условий жизни, но и появлению новых психологических зависимостей. Некоторым игровые автоматы или лотереи кажутся развлечением и безобидным средством для снятия стресса. Однако в последнее время люди стали массово "подсаживаться" на игру. Именно "подсаживаться", поскольку научно доказано, что пристрастие к игре -это психологическая зависимость, называемая - игромания.
Кроме азартных игр, к игромании могут привести и компьютерные игры, которые доступны в огромном количестве людям всех возрастов, в том числе и детям. Возрастных ограничений для заболевания игромания нет, так как ей может быть подвержен любой человек, в зависимости от предпосылок к возникновению данного заболевания.
Причины игромании
Для каждого человека это сугубо индивидуальный вопрос, однако, выявлено несколько основных причин появления игромании.
Прежде всего, это чувство одиночества. Чувство одиночества заставляет человека впервые прибегнуть к игре, а полученные впечатления и ощущения в процессе игры заставляют вернуться к ней в очередной раз.
Чувство неудовлетворенности. Это чувство заставляет человека проявлять себя в игре. Являясь недостаточно реализованным в реальной жизни, недовольным собой, человек пытается выразиться в игре, где гораздо легче стать победителем, чем в реальной жизни. И чем успешнее его результаты в игре, тем больше ему хочется вернуться к ней вновь и вновь.
Чувство легкой наживы. Это касается в первую очередь азартных игр, таких, как игровые автоматы, игры в казино и прочие. Получив один раз выигрыш, и ощутив приток адреналина от обладания столь легко доставшимися деньгами, человек пытается повторить свой успех в игре, который зачастую не удается.
Легкая податливость разного рода зависимостям. Игромания является риском для людей, имеющих любые другие зависимости, например, наркотики, алкоголь.
Психические расстройства разной степени и характеристики. Люди, некогда лечившиеся от психических расстройств также подвержены такому заболеванию, как игромания. Установлен высокий уровень их податливости азартным играм, вследствие чего и возникает игромания.
Следует помнить, что игромания - это достаточно серьезное заболевание. И если вы обнаружили признаки игромании у своего родственника, знакомого или близкого человека, следует незамедлительно применять меры по его лечению. Иначе игромания может привести к непоправимым последствиям.
Стадии игровой зависимости
Игромания, как и любая из иных видов зависимости (алкогольной, наркотической и прочих) в своем развитии проходит через определенные этапы, которые условно можно разделить на три.
На первом этапе формируется основа игровой зависимости, которая начинает проявляться в усиленном желании играть. При этом четко выраженной зависимости еще нет, как и осознания этого, но частота игр возрастает, постепенно увеличиваются размеры ставок, да и игровые сеансы стают все длиннее и длиннее.
На втором этапе игровой зависимости игроку намного труднее только усилием воли подавить в себе желание играть. Возникает и превращается в настоящую борьбу мотив «играть - не играть». Сеансы игры еще больше удлиняются, увеличивается и частота игр. Характер игры приобретает безудержный характер. Возможные выигрыши тут же бросаются в игру. Да и поведение игромана определяется все возрастающим азартом и иллюзиями - он верит в свою счастливую звезду, везение, начинает выстраивать свои методы игры, определяет для себя "фартовые" числа и вообще, опутывает весь процесс игры мистикой и суевериями.
На третьем этапе игромания столь сильна, что у игромана уже отсутствует борьба мотивов. Он готов играть постоянно, ежедневно и сколь угодно длинный промежуток времени. В перерывах между игрой он грезит о ней. Деньги на этом этапе воспринимаются игроком, как атрибут для игры. Желание играть становится непреодолимым, целью игры становится сама игра, и неважны ни огромные долги, ни новая возможность проигрыша.
Симптомы, сопутствующие игромании:
- Повышенная возбудимость;
- Чрезмерная нервозность;
- Раздражительность;
- Необоснованный гнев;
- Апатия к окружающим людям и вещам;
- Неспособность самоконтроля (в том числе и неспособность прекратить игру, как после выигрыша, так и после непрерывных проигрышей);
- Сниженная заинтересованность жизнью вне игры;
- Постоянно нарастающее количество времени, проводимое за игрой;
- Так называемая "ломка", когда нет возможности играть;
- Непреодолимое желание возвращаться к игре вновь и вновь;
- Стремительное снижение способности сопротивляться соблазну начать игру вновь.
Лечение игромании
Игровая зависимость - игромания стала серьезной проблемой общества, как с личностной стороны, так и с социальной. Игромания может привести к самым разным последствиям - от полного разорения до расстройства личности и даже до самоубийства. Очень важно при таком заболевании, как игромания, лечение которой должно проводиться при полном согласии больного, участие родственников и близких людей пациента. Поддержка со стороны близких поможет значительно быстрее и более эффективно справиться с этим недугом.
И в то же время, каждому человеку следует помнить, что все хорошо в меру. Чрезмерная увлеченность азартными играми и состоянием во время игры может незаметно вовлечь каждого человека в зависимость, называемую игромания. Лечение этой зависимости может принести свои плоды, но важно не запускать болезнь, а еще лучше - совсем не допускать ее возникновения.
Самым сложным в лечении игромании является то, что медикаментозных способов в лечение игровой зависимости нет. Зато приходится изрядно потрудиться как ближайшему окружению игромана, так и профессиональным психотерапевтам. Пациент в период лечения игромании нуждается в определенных ограничениях, особенно в отношениях с деньгами, ведь для его блага будет, если вы не будете одалживать ему деньги. Также не беритесь оплачивать долги, ведь этим самым вы спровоцируете очередное обострение.
Когда у игромана нет возможности играть - наступает работа психотерапевтов. Их помощь состоит в оказании помощи пациенту в осознании разрушительного действия игровой зависимости, а также в прорабатывании ситуаций, которые однозначно ассоциируются с игрой, и возможностей их избежать.
В завершение курса психотерапевтической помощи, пациент должен самостоятельно составить и реализовать в дальнейшей жизни собственный после лечебного плана, в котором больше не будет места игре.
Не пытайтесь справиться с болезнью своими силами,
доверьтесь профессионалам.
Игровая зависимость излечима!
Токсичные отношения
Токсичные отношения: причины, последствия и закономерности
В 2018 г. на сайте Оксфордского словаря было определено слово года – «toxic» («токсичный», «ядовитый»). И своё внимание большинство к этому слову приковало не только в вопросах экологии, но и еще в вопросах взаимоотношений.
В последнее время можно довольно часто услышать словосочетание – токсичный человек. И это не просто человек, с которым неуютно, скорее это тот, кто своими действиями разрушает вашу веру в себя и в окружающий мир. При всей внешней справедливости такого понимания стоит внести ремарку: токсичен не человек – токсичны отношения, в которых он пребывает. Человек может вешать ярлыки на других, манипулировать, создавать сплетни, осмеивать чужие принципы на работе, а в семье быть понимающим и приятным человеком. Либо наоборот: на работе он прилежный сотрудник, которого все уважают, а дома превращается в деспота и тирана. Однако возможна и такая ситуация, когда человек выбрал токсичную модель поведения как основную и применяет ее во всех видах взаимоотношений. Токсичные методы воздействия обычно пассивно-агрессивны. Это агрессия, которую сложно отследить или назвать, потому что она тоньше и незаметнее. Примером такой агрессии может быть комплимент, после которого становится неприятно или даже противно («Платье красивое, но выглядишь ты в нем ужасно»).
Человек придерживающийся токсичного сценария отношений считает, что он все знает и всегда прав. Спорить с ним и что-то доказывать бесполезно. И уж тем более не удастся «переделать».
Вас стыдят за несоблюдение неизвестных правил. А еще правила постоянно меняются.
Ваши естественные нужды и потребности, образ жизни высмеивают или ставят под вопрос.
Ваши ценности, важные для вас принципы подвергают нападкам.
Когда вы сообщаете, что кто-то нарушает границы, этот человек нападает на вас.
Бывает, что человек тяжелый и невыносимый только для вас, а другим он кажется вполне приятным и доброжелательным.
Как опознать токсичные отношения?
Можно выделить несколько условных типов поведения, что могут пошатнуть веру человека в себя и окружающий мир:
- Сплетни – любые домыслы или ложная информация о других людях.
- Поведение вечной жертвы – в неудовлетворенности жизнью у человека всегда виноваты другие люди. Но при этом человек ничего не меняет.
- Критика – что бы вы не сделали, все будет использовано против вас. В любом вашем успехе найдет неудачу.
- Поведение эгоцентрика – в этом случает не признается чужое мнение. Все не правы, а истиной обладает только эгоцентрик.
- Манипуляция – обманные или насильственные действия. Их цель – выгода манипулятора.
- Газлайтинг – побуждение к сомнению в адекватности своего восприятия окружающей действительности через постоянные обесценивающие шутки, обвинения и запугивания другим человеком.
- Отсутствие контроля эмоций – неожиданное и беспричинное переключение на агрессию.
- Буллинг/ травля в коллективе (например, в группе) – Может возникать спонтанно, по какому-либо малозначительному признаку.
Как правильно вести себя в токсичных отношениях?
Наиболее оптимальное решение – свести такого рода отношения к минимуму. Для этого важно исполнять рекомендации:
- Не участвуйте в играх токсичных отношений: сплетни, моббинг и т.д.
- Постарайтесь эмоционально дистанцироваться. Все что говорит человек – это лишь мнение, но не единственное верное описание Вас.
- Постарайтесь понять шаблоны, которыми пользуется токсичный человек. Как правило токсичное поведение идет по одному сценарию. Важно выявить его в возникших отношениях.
- Научитесь направлять разговор в конструктивное русло. Это можно сделать специальными фразами. Например, используйте: «Если критикуешь – предлагай», «Какое разрешение ситуации ты видишь?», «Что ты этим хочешь сказать?», «Зачем ты мне это говоришь?» и т.д.
- Как можно меньше делитесь своими переживаниями, проблемами, уязвимостями.
- Определите и дайте понять границы дозволенного в общении. Для этого обозначайте следующие вещи: когда можно звонить, а когда нельзя; на какие темы можно говорить, а на какие нет; где можно общаться, а где нет. Это не вопрос культурности – это забота о себе.
- Постарайтесь эмоционально переключиться от обидчика или ситуации. Взгляните на нее со стороны. Представьте, как будто вы находитесь в зрительном зале и смотрите постановку. Подумайте, почему этот человек так хочет вас зацепить или причинить боль.
- Проверяйте себя: вдруг вы тот самый токсичный человек, которого все избегают.
Если вы задаетесь вопросом, как ваши действия влияют на других, это уже хороший признак. Однако, если вы согласны с двумя и более утверждениями, приведенными ниже, значит, самое время начинать работать над собой и своими отношениями.
♦ Вы категорически не допускаете, что ваша точка зрения может быть неверной. За последний год вы ни разу не признались другому, что были неправы, но постараетесь исправиться. ♦ Вы редко размышляете, как стать лучше, либо считаете себя уже идеальным человеком.
♦ Когда друзья рассказывают о том, что с ними происходит, выискиваете негатив вместо того, чтобы искренне порадоваться за них, либо обесцениваете чужие достижения и ценности. ♦ Оцените, применимо ли к вам выражение: «Сделал гадость – сердцу радость». Насколько адекватной считаете фразу: «Цель оправдывает средства»?
♦ Вы постоянно стремитесь наставить на путь истинный или «починить» того, с кем у вас неважные отношения.
♦ Люди разрывают с вами отношения и избегают вас. Вы умудряетесь везде нажить себе врагов либо просто людей, которые негативно отзываются о вас. При общении с вами люди испытывают дискомфорт и напряжение.
Прочти обязательно
Прочти обязательно!
Привет!
Спасибо, что заглянул (а) в этот раздел.
Тема буллинга или травли очень важная и серьезная, поэтому хотелось бы о ней рассказать здесь: что это такое, как понять, что что-то такое происходит с тобой или твоими друзьями и, конечно же, как себя вести, если такая ситуация происходит с тобой.
Для начала попробуем разобраться, что же это такое?
Когда:
- Распускают сплетни;
- Отказываются сидеть или стоять рядом;
- Угрожают и оскорбляют в интернете;
- Отнимают и портят вещи;
- Бойкотируют, не разговаривают;
- Толкают, унижают, обзывают, дразнят, бьют;
- Заставляют делать то, что ты не хочешь
и это все продолжается постоянно, это – буллинг.
Часто такие действия могут еще сопровождаться фразами: «Мы же пошутили!», «Мы так играем», «Он нам не нравится».
Это не игра, не шутка, не норма. Это издевательство.
Важно! Объектом травли может стать абсолютно любой ребенок, независимо от его внешнего вида, интеллекта, убеждений и поведения.
Если тебя обижают, ни в коем случае не молчи (да, да!).
- Скажи о том, что тебе такое поведение не нравится;
- Не дай агрессору почувствовать власть над тобой. Постарайся сохранять спокойствие;
- Посмотри в глаза обидчику и твердо скажи: «Хватит делать это»;
- Реагируй уверенно (Ну и что? Что дальше? Можешь так думать, если хочешь. Меня нельзя обижать. Мне это неинтересно);
- Отвечай шуткой (это приводит в замешательство)
ОБЯЗАТЕЛЬНО РАССКАЖИ ВЗРОСЛЫМ!
Говорить правду и сообщать о случаях запугивания и преследования – это акт храбрости. Есть разница между доносом и защитой жизни и достоинства своей или своего друга.
Справиться самому бывает очень сложно.
И помни:
ТЫ НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТ. НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ТЕБЯ ОБИЖАТЬ!
Преимущества позитивного мышления
- Соблюдай единые нормы и правила учебного заведения: не допускай опозданий, самовольных уходов с занятий, пропусков, нарушений дисциплины и др.
- Ты имеешь право на ошибку, но помни о том, что череда твоих ошибок ведет к правонарушению, а потом и к преступлению.
- Уважай педагогов и своих одногруппников: твоя группа – твоя семья, а учреждение образования – дом.
- Не забывай о том, как ты относишься к другим, так и они будут относиться к тебе.
- Не стесняйся спрашивать преподавателя или мастера о том, что тебе непонятно.
- Ты можешь обратиться к педагогу за помощью во время занятия или во время перерыва.
- Не огорчайся неудачам и ошибкам, без них нельзя научиться.
- Плохая отметка – это – это не повод для огорчения, это повод для большого усердия.
- Ты имеешь право сказать «не хочу», когда тебе очень-очень нужно, но помни о том, что тот, кто не выполняет своих обязательств – не имеет и прав.
- Знай, что преподаватель и мастер рады твоим успехам и переживают за твои неудачи.
- Если у тебя возникли проблемы, тебе окажет помощь любой взрослый в нашем учреждении образования!!!
Памятка первокурснику
Памятка учащемуся-первокурснику
- Соблюдай единые нормы и правила учебного заведения: не допускай опозданий, самовольных уходов с занятий, пропусков, нарушений дисциплины и др.
- Ты имеешь право на ошибку, но помни о том, что череда твоих ошибок ведет к правонарушению, а потом и к преступлению.
- Уважай педагогов и своих одногруппников: твоя группа – твоя семья, а учреждение образования – дом.
- Не забывай о том, как ты относишься к другим, так и они будут относиться к тебе.
- Не стесняйся спрашивать преподавателя или мастера о том, что тебе непонятно.
- Ты можешь обратиться к педагогу за помощью во время занятия или во время перерыва.
- Не огорчайся неудачам и ошибкам, без них нельзя научиться.
- Плохая отметка – это – это не повод для огорчения, это повод для большого усердия.
- Ты имеешь право сказать «не хочу», когда тебе очень-очень нужно, но помни о том, что тот, кто не выполняет своих обязательств – не имеет и прав.
- Знай, что преподаватель и мастер рады твоим успехам и переживают за твои неудачи.
- Если у тебя возникли проблемы, тебе окажет помощь любой взрослый в нашем учреждении образования!!!
Памятка для детей и подростков
ЖИТЬ - ЭТО ЗДОРОВО!
Памятка для детей и подростков
Советы
Наша жизнь ускоряется и на тебя ложится большая нагрузка: школа, дополнительные занятия, кружки, факультативы, помощь по дому, домашние задания…Такой ритм вызывает усталость и напряжение.
Как себе помочь?
Обращение за помощью. Не нужно стараться справиться со всем в одиночку. Если у тебя слишком много обязанностей, то попроси родителей, братьев и сестер, друзей помочь. Даже простой разговор по душам, о твоих проблемах с надежным человеком, поможет почувствовать себя лучше.
Планирование. Постарайся заранее распланировать свой день. Выдели на запланированные дела промежутки времени с запасом. Такой подход поможет победить тревожность.
Учись отдыхать. Каждый день обязательно находи время на отдых. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, музыкой и так далее.
Анализ поражений. Если ты потерпел в чем-то неудачу, постарайся извлечь из этого пользу. Реально посмотри на вещи: "Я плохо написал работу, значит, что-то не доучил". Это поможет в следующий раз избегать подобных неприятностей и верить в свои силы.
Полноценный сон и хорошее питание. Сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справляться.
Избавление от негативных эмоций. Чтобы найти причины своих переживания можно завести дневник, в котором необходимо описывать свои чувства и мысли (в том числе негативные), выражая их на бумагу, ты освобождаешься от них понимая то, что за ними стояло.
Разумные цели. Старайся ставить реально достижимые цели и правильно оценивать свои силы и возможности.
Приоритеты. Когда твой день представляет собой список дел и нет ни одной свободной минуты, чтобы расслабиться, выдели из всей массы дел самое главное и начинай с него. Иногда все-таки стоит отложить на завтра то, что можно сделать сегодня.
Физические упражнения. Спорт укрепляет организм, делает его более энергичным, выносливым. Спорт помогает нам жить полной и интересной жизнью.
Жизнь – должна и может быть неперестающей радостью.
Л.Н.Толстой
На день надо смотреть, как на маленькую жизнь.
А.М. Горький
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
Д. Дидро
Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Н. Островский
Судьба не случайность, а предмет выбора: причем выбор не ждут, а завоевывают.
У. Брайан
«Человеческая жизнь похожа на коробок спичек. Обращаться с ней серьёзно – смешно. Обращаться с ней легкомысленно – опасно».
А. Рюноске
Только несчастные верят во власть судьбы. Счастливые мира сего предписывают себе самим все успехи, которых они достигают.
Дж. Свифт
Доволен ли ты собой?
Попробуй, ответив на вопросы этого теста, разобраться, насколько
ты подвержен комплексу неполноценности и неудовлетворенности самим собой.
- Мечтаешь ли ты родиться заново и начать жизнь с начала?
- Есть ли у тебя хобби?
- Когда у тебя что-то не ладится, способен ли ты сказать: «Такое может случиться только со мной»?
- Радуешься ли ты, узнав о том, что кто-то тебе завидует?
- Страдает ли твое самолюбие, если кто- то отзовется о тебе, как о скучном, несимпатичном человеке?
- Находишь ли ты какое-либо утешение, узнав о том, что с твоим знакомым произошли те же неприятности, что и с тобой?
- Переживаешь ли ты, убеждаясь, что какое-либо дело идет гораздо лучше без твоего участия?
- Часто ли к тебе приходит желание выиграть большую сумму в лотерею?
- Учащается ли твой пульс, когда ты узнаешь о том, что твои родственники или друзья сделали дорогую покупку?
- Любишь ли ты высказываться в присутствии большого количества слушателей?
- Подсчитай количество набранных баллов и расшифруй полученную сумму.
Более 120 баллов. Ты исключительно доволен самим собой. Думается, однако, что тебе не хватает самокритичности, способности к реальной самооценке. Попытайся разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.
От 60 до 120. Ты в достаточной степени уверен в своих силах, однако избавлен от крайнего самодовольства и самовлюбленности.
Менее 60. Ты себе не нравишься. Возьми себя в руки и наберись уверенности. Оглянись вокруг себя и поразмысли - не исключено, что ты себя просто недооцениваешь.
Ключ к тесту | ||||||||||
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Да | 4 | 18 | 6 | 16 | 3 | 2 | 2 | 4 | 1 | 16 |
Нет | 16 | 5 | 12 | 2 | 12 | 16 | 16 | 20 | 20 | 3 |
Если ты не справляешься самостоятельно со своими проблемами - не стесняйся обращаться за помощью. Специалисты помогут тебе найти выход из трудной ситуации!
Навыки человека 21-го века
Навыки человека XXI века
Навыки человека XXI — это набор способностей, которые необходимо развивать, чтобы преуспеть в век информации.
В эпоху индустриализации работникам было важно уметь накапливать знания и многократно повторять отлаженные действия, чётко следовать указаниям. Но современные условия требуют от человека совершенного других навыков. Сейчас у Вас есть все шансы, чтобы шагнуть в новый день с теми умениями, которые в нём пригодятся.
- Критическое мышление
Способность человека ставить под сомнение получаемую информацию, проверять её и достоверность её источника, задавать вопросы, сравнивать с уже известными данными.
- Социальный интеллект
Умение распознавать и понимать различные проявления других людей (тон, настроение, эмоции) может многократно повысить продуктивность общения. Хорошо развитые коммуникативные навыки—это гарант того, что человек будет в состоянии не только создать вокруг себя наиболее подходящую среду, но и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
- Креативность
Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности, генерировать новое и находить положительные стороны даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.
- Информационная грамотность
Способность качественно работать с информацией. Важно научиться фильтровать информацию, извлекать из её огромного потока только то, что действительно важно, а всё, являющееся второстепенным и сомнительным, отсеивать.
- Цифровая грамотность
Этот навык представляет собой безопасное и эффективное использование цифровых технологий и ресурсов Интернета и включает умение создавать мультимедийный контент, искать и обмениваться информацией, сотрудничать в виртуальном пространстве, использовать функционал социальных сетей.
- Медиаграмотность
Важно понимать, как устроена работа СМИ, задумываться над тем, что слышишь, читаешь, смотришь, уметь распознавать медийные манипуляции. Освоение современных СМИ даёт человеку широчайший спектр возможностей: от знакомства с новыми людьми и поиска информации до заключения сделок и общения с потенциальными клиентами.
- Гибкость, готовность меняться
Сегодня как никогда необходимо уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Знание того, когда меняться, как меняться и как реагировать на изменения, — это навык, который будет приносить дивиденды всю жизнь.
- Инициативность
Умение ставить перед собой цели, планировать процесс их достижения от начального до финального этапа, проявлять настойчивость, быть ответственным и способным к самостоятельной работе. В XXI веке ценятся сотрудники, готовые не только выполнять свои обязанности, но и предлагать новые нестандартные идеи.
- Продуктивность
Постановка цели, расстановка приоритетов в работе и правильное использование времени — все это навыки, которые одинаково хорошо помогают быть эффективным как в учёбе, так и в работе.
- Культурная компетентность
В наши для недостаточно знать иностранный язык. Для продуктивного и эффективного взаимодействия с людьми других культур уже нужно быть знакомым с их языком, традициями, обычаями, этическими нормами.
На основе «21 century skills. Learning for life in our times» B. Trilling, Ch. Fadel
Как восстановиться после экзаменов
Как восстановиться после сдачи экзаменов?
Ура! Поздравляем! Наконец-то все экзамены сданы! Не верится, правда?
Экзамен – это серьёзное испытание, и как бы хорошо ты ни был подготовлен, мало кому удаётся справиться с ним без стресса. Что уж говорить о ситуации, когда после ряда школьных экзаменов следует сдача тестирования, от результатов которого во многом зависит твоё будущее место учёбы. Сколько бы ты ни готовился – месяц, год или все 11 лет, как правило, экзаменационный период превращается в череду повторений и попыток выучить всё, на что не хватило времени, недосыпов и нарушений режима питания, бесконечных волнений и тревог. Ты не успевал увидеться с друзьями, откладывал на потом все увлечения, а возможность расслабиться и забыть об экзаменах казалась чем-то недостижимым.
И вот она – долгожданная свобода! Теперь самое сложное позади, можно ни о чём не думать и наслаждаться летом и отдыхом. Но часто вместо ожидаемого восторга, бывшие школьники чувствуют лишь усталость, разбитость и полное отсутствие каких-то желаний. Причиной тому служит стресс, который сопутствовал этому нелёгкому периоду. Его влияние сказывается как на физическом, так и на эмоциональном состоянии. Ты потратил огромное количество ресурсов на то, чтобы подготовиться и сдать экзамены, и теперь должен дать своему организму и психике возможность и время на их восстановление. Итак, поговорим о том, что можно для этого сделать.
- Наладь режим сна и питания.
Здорово, если ты следил за этим и во время подготовки. Но чаще всего перед экзаменами мы учим допоздна, забываем поесть и перехватываем что-то, не отрываясь от учёбы. Сейчас самое время отдохнуть. Не бросайся из крайности в крайность: помни, что недосып не лечится «пересыпом». Дай себе несколько дней на то, чтобы поспать столько, сколько хочется, отложив все дела, а затем постарайся наладить привычный режим сна. Помоги своему организму восстановиться – обеспечь его полноценным сбалансированным питанием, но не отказывай себе в удовольствиях. Даже если ты чувствуешь, что за время подготовки переборщил с фаст-фудом или сладким, послеэкзаменационный период не лучшее время для строгих диет и ограничений.
- Устрой себе настоящий отдых.
Вспомни всё то, в чём тебе приходилось себе отказывать: сериалы и компьютерные игры, социальные сети и встречи с друзьями, а может лежание на диване с пачкой чипсов. Позволь себе на несколько дней забыть обо всём и наслаждаться любым, даже самым ленивым отдыхом.
- Найди свой способ расслабления.
Отдых должен быть не только эмоциональным, но и физическим. Помоги своему телу расслабиться. Ты можешь выбрать любой подходящий тебе способ: массаж, горячая ванна, йога, растяжка, спа-процедуры и др. Расслабление мышц и физическое восстановление положительно скажутся на твоём психологическом состоянии.
- Займись приятной физической активностью.
Если в период подготовки у тебя не хватало времени, и ты приостановил занятия спортом, пора вновь к ним вернуться. Умеренная и регулярная физическая активность – это отличный инструмент в борьбе со стрессом и его последствиями. Для этого вовсе необязательно идти в тренажёрный зал или заставлять себя выходить на пробежку каждое утро. Остановись на том, что доставляет тебе удовольствие: велопрогулка, футбол с друзьями, танцы или небольшая разминка дома. Даже небольшой прогулки по парку будет достаточно.
- Проведи время на природе.
Свежий воздух, природа и пение птиц – это то, чего ты был лишен, пока сидел дома за учебниками. Устрой пикник в парке, отправься в лес за ягодами или на речку, или просто перенеси спортивные занятия на воздух. Смена обстановки и звуки природы позволят тебе успокоиться и восстановить силы.
- Займись любимым делом.
Теперь, когда можно отложить учебники и конспекты, пора возвращаться к забытым на время хобби. Иногда после долгого перерыва бывает трудно начать даже самое любимое дело. Но чем дольше ты ждёшь, тем сложнее будет вернуться к привычному ритму жизни. Достаточно только начать и уже через несколько дней ты не только вспомнишь, какое удовольствие доставляет любимое занятие, но и получишь новый заряд энергии и позитивного настроения.
- Отдохни от гаджетов.
Скорее всего во время подготовки ты был неразлучен с телефоном и компьютером. Найти нужную информацию, составить конспект, скачать книгу, проверить даты тестирования, обсудить с одноклассниками насущные проблемы — для всего этого были необходимы электронные устройства. Устрой себе «цифровой детокс» — откажитесь на день или хотя бы на пол дня от гаджетов, дай глазам отдохнуть от экрана компьютера и попробуй найти занятие, для которого не нужен смартфон.
- Чаще встречайся с друзьями.
Проведи время в приятной компании: устройте встречу с друзьями, которых давно не видели, отпразднуйте окончание экзаменов с бывшими одноклассниками, устройте званый ужин для родственников. Хороший вечер с близкими людьми — один из проверенных способов борьбы со стрессом. Постарайтесь не делать экзамены и их результаты центральной темой общения.
- Отвлекитесь от ожидания результатов.
Многим ожидание результатов даётся ещё сложнее, чем сам экзаменационный период. В таком случае важно сделать всё, чтобы этот этап не превратился в кошмар. Прежде всего, не пытайтесь проверить себя сразу же после экзамена или выяснить с одноклассниками, какие ответы были правильными, — в условиях стресса, вам будет сложно адекватно оценить ситуацию. Постарайтесь максимально дистанцироваться от этой темы и переключиться на отдых или решение других задач. Если тревога не отступает, определите её реальную причину. Чего вы на самом деле боитесь? Пойти в армию, расстроить родителей, оказаться хуже остальных, не поступить и не стать тем, кем планировали? Поняв причину, вы сможете проанализировать ситуацию и построить несколько планов действий при различных исходах. Знание того, что можно сделать даже при самом плохом результате, позволит значительно снизить уровень тревоги. Иногда полезно выделить себе время для переживаний. Не стоит просто отмахиваться от тяжёлых мыслей, дайте себе 20 или 30 минут для того, чтобы побыть со своей тревогой, понять её, а затем переключитесь на деятельность, которая доставляет вам удовольствие. Стоит принять, что сейчас уже ничего невозможно изменить, а отвлечься от навязчивых мыслей помогут способы, описанные выше.
- Больше смейcя.
Пожалуй, никто не сомневается в целительной силе смеха. Уставшему человеку, который пережил значительный стресс, а теперь находится в тревожном ожидании, бывает сложно заставить себя веселиться, но нужно только найти повод. Комедии, юмористические сериалы, видео с котиками в интернете, весёлая музыка, танцы, игры с друзьями – в общем всё, что вызывает у тебя смех, поможет быстрее справиться с тревогой и усталостью.
Зарядка позитивного мышления
ЗАРЯДКА ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
«ИМЕННО СЕГОДНЯ»
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова.
Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов Вам.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – это внутреннее состояние человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я уделяю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я продолжу свое нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, своей семье, себе самой.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям, и пытаться их исправить.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться РЕШИТЬ СРАЗУ проблему ребенка.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
- ИМЕННО СЕГОДНЯ я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого люблю, любят и верят в меня.
Если ВЫ хотите выработать у себя умонастроение, которое принесет ВАМ покой и счастье, выполняйте следующие правила:
- Думайте и ведите себя жизнерадостно, и ВЫ почувствуете себя жизнерадостными.
- Никогда не думайте о тех людях, которые ВАМ неприятны. Не вспоминайте те события, которые ВАМ неприятны.
- Единственный способ обрести счастье - это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости.
- Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.
- Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.
Рекомендации как избежать неприятностей
Привет! Представительство Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь выпустило брошюру для подростков «Подросткам о безопасности, или как избежать неприятностей».
Эта брошюра поможет тебе найти ответы на актуальные вопросы: Что такое буллинг и кибербуллинг? Каким бывает насилие? Можно ли считать насмешки и угрозы в интернете насилием?
Здесь ты найдешь список 9 важных «никогда», которые помогут тебе избежать неприятностей.
Кроме того, в брошюре даны ссылки (которые можно легко открыть, отсканировав QR-код) на полезную информацию о том, что делать в ситуации буллинга и кибербуллинга, как справиться с грубостью в интернете и куда можно обратиться, если ты оказался в сложной жизненной ситуации.