На основе анализа существующей практики и анализа научных исследований в области компетентностного подхода в рамках реализации инновационного проекта будет использована модель профессионально-педагогической компетентности, которая представляет собой интегральное, формируемое качество, позволяющее определить специалиста как компетентного в области воспитательной работы.
В структуре профессионально-педагогической компетентности выделяют следующие компоненты:
- Предметный компонент.
- Проектировочный компонент.
- Практический (содержательно-деятельностный) компонент.
- Диагностический компонент.
Предметный компонент включает владение психолого-педагогическими основами организации воспитания, знаниями возрастных особенностей учащихся, навыками ведения программно-планирующей документации, методами, приемами, формами воспитательной работы, воспитательными технологиями, знание нормативных правовых актов и методических рекомендаций по организации идеологической и воспитательной работы, владение основными положениями Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
Проектировочный компонент включает умение формулировать цели и задачи своей деятельности по решению педагогических проблем, составлять конкретный план действий по достижению желаемого результата, отбирать необходимые для достижения цели ресурсы, использовать внешние условия, организовывать работу по реализации плана, применять необходимые воспитательные технологии, критически оценивать результаты своей деятельности, учитывать результаты анализа для совершенствования работы.
Практический (содержательно-деятельностный) компонент включает умение вовлекать учащихся в различные виды внеучебной деятельности, развивать их способности и склонности, организовывать индивидуальную работу с учащимися, формировать коллектив учащихся, работать с активом группы, изучать особенности семейного воспитания, конструктивно взаимодействовать с законными представителями учащихся, осуществлять методическую деятельность, эффективно взаимодействовать с членами педагогического коллектива.
Диагностический компонент включает умение планировать изучение качества идеологической и воспитательной работы в учебной группе, отбирать необходимые методы и приемы для оценки качества идеологической и воспитательной работы, применять диагностические методы и приемы, анализировать качество идеологической и воспитательной работы в учебной группе, уровень воспитанности учащихся, владение навыками самодиагностики.
Модель формирования профессионально-педагогической компетентности педагога учреждения профессионального образования.
Объектом модели является процесс повышение профессионально-педагогической компетентности педагогов, созданной на базе учреждения образования.
Субъектами модели являются учащиеся учреждения профессионального образования, члены педагогического коллектива, законные представители учащихся.
Модель представлена следующими блоками:
- Блок 1 – изучение и анализ положительного опыта работы по использованию форм, методов и приемов, основанных на компетентностном подходе, повышению профессионально-педагогической компетентности педагогов в условиях учреждения образования.
- Блок 2 – разработка и внедрение пакета форм, методов и приемов, основанных на компетентностном подходе, для работы с учащимися в условиях учреждения образования.
- Блок 3 – разработка механизма внедрения модели повышения профессионально-педагогической компетентности педагогов в условиях учреждения образования.
- Блок 4 – разработка диагностического инструментария для изучения эффективности форм, методов и приемов, основанных на компетентностном подходе, а также профессионально-педагогической компетентности педагогов.
- Блок 5 – оценка эффективности использования пакета форм, методов и приемов, основанных на компетентностном подходе, для работы с учащимися в условиях учреждения образования, а также повышения профессионально-педагогической компетентности педагогов.
- Блок 6 – описание опыта работы по результатам инновационной деятельности (разработки, методические материалы, рекомендации и др.);
- Блок 7 – трансляция опыта работы образования через проведение семинаров, мастер-классов, творческих мастерских, публикацию материалов эксперимента.