Педагогам

Рискованное поведение

Особенности подросткового возраста:
развернуть
  • предельная самонадеянность;
  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • внешнее бунтарство;
  • эмоциональная неустойчивость, перепады настроения;
  • противоречивость поведения;
  • борьба с общепринятыми правилами;
  • поиск себя и стремление к самоутверждению;
  • склонность к риску;
  • подверженность влиянию со стороны сверстников;
  • стремление объединяться в группы.

 

Распространённые формы экстремальных увлечений подростков:

  • Диггерство —исследование подземных убежищ и других подземных объектов (например, бункеров, бомбоубежищ, станций метро).
  • Руфинг— посещение крыш высотных зданий и других сооружений.
  • Зацепинг— езда между или под вагонами, на хвостовом вагоне или крыше поезда.
  • Сталкерство —исследование заброшенных, недостроенных зданий и объектов.
  • Экстремальное селфи– фотографирование себя на месте или объекте, которые связаны с повышенной опасностью.
  • Бомбинг— быстрое нанесение рисунка баллончиком краски в труднодоступных или опасных местах.

 

Факторы, подталкивающие подростков к экстремальным увлечениям:

  • Возрастные особенности подросткового периода;
  • личностные характеристики (например, низкая самооценка, стремление самоутвердиться и др.);
  • особенности семейных отношений (например, недостаток внимания со стороны родителей);
  • неэффективность досуговой системы, низкий уровень правосознания;
  • стремление выделяться, быть уникальным, возвыситься над остальными.

 

На что стоит обратить внимание педагогу:

  • специфический сленг (залаз, запал, заброс и т.д.);
  • фотографии на крышах, стройках, заброшенных зданиях в социальных сетях;
  • обсуждение в школе, рассказы об экстремальных увлечениях;
  • категорическое нежелание рассказывать о своих увлечениях;
  • грязная или порванная одежда, специальные инструменты, экшн-камера.

Как убедиться в том, что у подростка есть рискованные увлечения?

  • Понаблюдайте за поведением ученика, его общением со сверстниками.
  • Изучите странички учащегося и его одноклассников в социальных сетях.
  • Пообщайтесь с самим учеником.
  • Узнайте, не замечали ли другие преподаватели особенностей в поведении ученика.
  • Обсудите ваши наблюдения с родителями или законными представителями ученика.

 

Что делать, если вы уверены, что у подростка есть опасное увлечение?

  • Свяжитесь с родителями или законными представителями ученика.
  • Сообщите администрации и социально-педагогической и психологической службе школы.
  • Проведите индивидуальную беседу с учеником.

 

Как разговаривать с подростком?

  • Владейте информацией. Перед беседой постарайтесь узнать больше об увлечении подростка.
  • Будьте открытыми к общению. Ученик не должен решить, что вы хотите его наказать.
  • Сохраняйте спокойствие во время разговора. Не ругайте и не осуждайте поведение подростка.
  • Постарайтесь побудить ученика к разговору, дайте рассказать, что именно ему нравится в этом увлечении.
  • Не навязывайте своё мнение.
  • Обсудите опасность и законность его увлечения. Убедитесь, что он правильно оценивает возможные последствия. Не пытайтесь читать нотации, задавайте открытые вопросы.
  • Ненавязчиво покажите альтернативы. Поговорите с учеником о других занятиях, которые способны его увлечь.
свернуть

Рекомендации педагогам по организации позитивного взаимодействия с учащимися

1.Уделяйте внимание всем учащимся. Преподаватель должен придерживаться в своем поведении определённой системы, ибо случайный характер взаимодействия с учащимися легко приводит к тому, что с некоторыми учащимися он общается чаще всего и больше, чем с остальными, поскольку хочет слышать правильные ответы на свои вопросы.
развернуть

Он призван обеспечить каждому учащемуся равную возможность участия на уроке. Он должен быть уверен, что его внимание распределяется равномерно, что он никого не забыл и что его контакт, со всеми учащимися занимает более или менее одинаковое время.

 

2.Найдите возможность для личного контакта с каждым учащимся. Преподаватель должен стараться уделить какое-то время для личного общения с каждым учащимся, так как важность индивидуальных контактов нельзя недооценивать. Контакт может длиться недолго, но его роль очень велика. Особое внимание надо обратить на таких, пассивных учащихся, которые своим поведением провоцируют учителя на то, чтобы он о них забыл.

 

3.Хвалите учащихся справедливо. Похвалы преподавателя являются важ­ным средством стимулирования учебной деятельности, но если адре­суются учащемуся часто и незаслуженно, то быстро девальвируются, так как он становится к ним невосприимчивым. Похвала с целью стимулирования учащегося к учёбе может выполнить эту функцию, только в том случае, если она основана на реальной и честной оценке, а его учебной работы. Когда учащийся знает, что преподаватель принимает его таким, какой он есть, нет нужды в ложных похвалах или попытках приукрасить факты. Позитивное отношение учителя поможет учащемуся воспринимать истинную информацию о своих достижениях и рассматривать свои неудачи конструктивно с точки зрения того, как их можно преодолеть. «Столкновение с реальностью в атмосфере, создаваемой тёплым отношением взрослых и их готовностью при­нять подростка, является необходимым условием формирования у него трезвого и позитивного представления о себе».

 

4.Учитывайте индивидуальные особенности учащихся. Важно, чтобы в дополнении к общим требованиям усвоения основного ма­териала перед каждым учащимся ставились индивидуальные цели с учётом уровня его способностей и общего развития. Индивидуаль­ным должен быть и характер поощрения за учебные достижения.

Категорически неприемлема тактика сравнительной оценки каждого из учащихся со всей группой. Индивидуальный подход, который предполагает предъявление к учащимся требований, выполняемых без страха потерпеть неудачу, является надёжным средством созда­ния положительных подкреплений в процессе развития позитивно­го взаимодействия.

свернуть

Рекомендации педагогам в период адаптации учащихся

Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшний день? Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее
развернуть

Многие думают: «Какие проблемы могут быть у юноши или девушки, только что поступивших в лицей? Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!». И правда, это только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным! Но ведь никто не задумывается о том, что у того же юноши или девушки могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части учащихся первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих учащихся, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками. Этот период является для учащегося «трудным возрастом», «переломным периодом». В это время заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

Трудности адаптации в этот период связаны с 3 главными обстоятельствами:

  • Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан возрастом.
  • Несовпадением старого стиля родительства и новых потенциальных возможностей этого возраста.
  • Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников. Учебная жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в лицее является залогом дальнейшего развития каждого учащегося как человека и будущего специалиста.

Уважаемый куратор! Для создания условий успешной адаптации, учащихся Вашей учебной группы Вы можете:

  1. Создать у учащихся адекватное представление о выбранной профессии, осознание общественной значимости профессии и формирование положительного отношения к ней.
  2. На первых кураторских часах ознакомить учащихся с системой обучения в лицее и требованиям к уровню знаний, специфике обучения, её отличиях от школьной, довести до каждого учащегося понятие дисциплины.
  3. Убедить учащихся «найти свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение одногруппников.
  4. Изучив учащегося по документам, найти ответственное занятие для каждого учащегося, где раскроются его способности и которое он будет выполнять с удовольствием.
  5. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность учащимся занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к учащимся, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
  6. Выявить учащихся, нуждающихся в психологической помощи, довести до сведения педагога – психолога.
  7. Вовлекать учащихся в общественную жизнь лицея, в работу по самоуправлению.
  8. Проводить совместные мероприятия в группе во внеурочное время, нацеленные на сплочение группы, создание комфортной психологической среды в коллективе.
  9. Облегчить процесс адаптации учащихся к новым социальным условиям.
  10. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.
  11. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывая психологические и возрастные особенности.
  12. Не сравнивать между собой учащихся, хвалить их за успехи и достижения.
  13. Анализ поведения учащихся не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные или отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

В своих наблюдениях куратор можете самостоятельно определять уровень адаптации учащихся первого года обучения, если знаете признаки адаптированности:

Низкий уровень адаптации:

  • учащийся равнодушно или отрицательно относится к лицею;
  • нередки жалобы на здоровье;
  • преобладает подавленное настроение;
  • наблюдаются нарушения дисциплины;
  • учебный материал усваивается фрагментарно;
  • затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
  • домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, куратора или родителей;
  • для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;
  • общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
  • близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.

 

Средний уровень адаптации:

  • учащийся положительно относится к лицею, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
  • понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;
  • усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
  • сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;
  • бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
  • почти всегда выполняет домашние задания;
  • общественные поручения выполняет добросовестно;
  • дружит со многими одногруппниками.

 

Высокий уровень адаптации:

  • учащийся положительно относится к лицею, предъявленные требования воспринимает адекватно;
  • учебный материал усваивает легко;
  • глубоко и полно овладевает программным материалом;
  • решает усложненные задачи;
  • прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;
  • выполняет поручения без внешнего контроля;
  • проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;
  • общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
  • занимает в группе благоприятное статусное положение.

 

Рекомендации преподавателям предметникам по адаптации учащихся первого года обучения:

  1. Объяснить учащимся правила работы с книгой, методическими пособиями.
  2. Учитывать индивидуальный подход к учащемуся при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
  3. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.
  4. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу учащегося: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.
  5. Проводить менее стрессогенный опрос: письменный, тестовый или групповой.
  6. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.
  7. Всячески предупреждать повышение тревожности у учащихся.
  8. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы учащимся эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.
  9. Применять методы обучения педагогов - новаторов.
  10. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития учащегося.

 

Советы родителям учащихся первого года обучения:

  • Говорить сыну (дочери): «Людям должно быть с тобой легко» - не бойтесь повторять это.
  • Не расставайтесь с сыном (дочерью) в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  • Внушайте сыну (дочери) давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
  • В спорах с сыном (дочерью) хоть иногда уступайте, чтобы им не, казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
  • Если у вас есть возможность дойти до колледжа вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
  • Научитесь встречать ребенка после занятий. Не стоит первым задавать вопрос, «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задавать контрольные вопросы: «Что было интересного сегодня?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в колледже?».
  • Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
  • Радуйтесь успехам ребенка.

Для того, чтобы процесс адаптации проходил менее болезненно, следует следить за тем, чтобы ваш ребенок:

  • Соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, необходим 8- часовой сон.
  • Правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени.
  • Находился на свежем воздухе не менее 1 часа в день. Это улучшает самочувствие.
  • Занимался физкультурой.
  • Поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену.
  • Учился больше работать самостоятельно.
  • Поддерживайте постоянную связь с преподавателями, куратором.

 

 Успехов Вам!

свернуть

Подготовка к экзаменам

Как помочь учащимся в процессе подготовки к экзаменам
развернуть
  1. Если накануне экзамена выпускник постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать об этом. Конечно, это будет трудно. Расскажите учащимся, как Вы оцениваете их мысли о возможной неудаче: они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава.

 

  1. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем: напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает Вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

 

  1. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов, как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется хмурым и неприветливым – возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

 

  1. А помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли Вы какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если Вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Возможно, Вам удастся создать для Ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.

 

  1. Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта – на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.

 

  1. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами, (они Вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.
свернуть

Эмоциональное выгорание педагога

Эмоциональное выгорание педагога.

Что делать?

 

Понятие выгорания ("burnout") введено в начале 70-х годов двадцатого века американским психиатром Гербертом Фрейденбергом и определяется как состояние нарастающего эмоционального истощения.

Изначально понятие основывалось на наблюдениях за работой специалистов типа «человек-человек», за медицинскими сестрами, учителями и социальными работниками. Педагоги чаще всего становятся жертвами эмоционального выгорания и это объясняется следующими причинами:

  • Преподаватели много и интенсивно общаются с другими людьми. Работа учителя подразумевает наличие эмпатии и высокого уровня ответственности при общении. В то же время преподаватель не имеет возможности выбирать тех, с кем он взаимодействует и у него нет эмоциональной разрядки. Даже если ему попадется конфликтный ученик, он не сможет избегать его и открыто высказывать свое недовольство.
  • Постоянные реформы в сфере образования не способствуют стабильному мироощущению. У преподавателей нет определенности в завтрашнем дне, в том числе из-за невысокой заработной платы. Невысокая зарплата влияет на то, что преподаватели берут все большее количество ставок и рабочих часов, что вызывает стресс.
  • Процессы модернизации и информатизации общества сильнейшим образом влияют на сферу образования. Преподаватели просто не могут угнаться и освоить огромное количество информации по дисциплине, знания необходимо обновлять чуть ли не каждую неделю. Создание новых и редактирование старых образовательных программ влияет на рост документооборота и занимает большую часть рабочего времени.

Особенности и этапы выгорания

Состояние выгорания является результатом хронического стресса и характеризуется снижением производительности, усталостью, безразличием к окружающему миру. Подавленные отрицательные эмоции накапливаются и влияют на повседневную деятельность. Одной из наиболее важных характеристик выгорания является незаметность, человек с выгоранием не осознает его длительное время. Низкая продуктивность и снижение интереса к работе и жизни воспринимается как усталость. Общее физическое и психологическое состояние оценивается субъективно и неверно.

 

Признаки эмоционального или профессионального   выгорания:

  • падение общего тонуса организма;
  • исчезновение интереса к работе и жизни;
  • резкое снижение коммуникации с коллегами (у преподавателей также учениками);
  • безразличное отношение к окружающим;
  • ухудшение качества работы, невозможность увидеть ошибки в работе и невнимательность;
  • неуверенность и чувство профессиональной некомпетентности;
  • неудовлетворенность рабочими задачами и результатами;
  • отсутствие инициативности.

         Первым этапом («медовый месяц») эмоционального или профессионального выгорания как ни удивительно является полная самоотдачи рабочая деятельность. Трудоголизм сильнейшим образом влияет на появление выгорания. Это не значит, что нужно работать спустя рукава. Однако даже на начальном этапе вступления в трудовую деятельность важно соблюдать баланс работы и отдыха. На первом этапе человек тратит значительное количество энергии на работу, у него высокая мотивация и заинтересованность в результате. По мере увеличения нагрузки профессиональная деятельность начинает приносить работнику все меньше удовольствия.          На втором этапе («недостаток топлива») человек понимает, что его вклад и трудолюбие не равноценно результату. Он начинает разочаровываться в своей деятельности, появляется раздражительность. Уже на этом этапе наблюдаются отдельные сбои в выполнении повседневных функций, забывчивость. Работник многократно проверяет свои действия, не замечая очевидных ошибок. Появляются усталость и апатия. Сотрудники с высоким уровнем мотивации на этом этапе не сбавляют темпов, продолжая работать в полную силу по привычке или ожидая более высоких достижений.          Третий этап («хронические симптомы») эмоционального выгорания характеризуется измождением. Еще сильнее проявляется недовольство, ухудшается иммунитет. У сотрудника обостряется злоба на окружающих и чувство подавленности, он находится в постоянном стрессе из-за нехватки времени и ресурсов. На четвертом этапе («кризис») могут оформиться или начать прогрессировать хронические заболевания, в результате чего сотрудник частично или полностью теряет работоспособность. Он чувствует, как работа утекает у него из рук, качество жизни снижается.          На пятом этапе («пробивание стены») проявляются все ранее описанные признаки эмоционального выгорания. Пятый этап характеризуется полным равнодушием к окружающей действительности. Так организм реагирует на хронический стресс и усталость. Он вырабатывает своеобразный защитный механизм отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Тем самым организм защищает сам себя, чтобы полностью не остаться без ресурсов.

 

Профилактика выгорания

Несмотря на множество внешних причин, сопутствующих преподавательской деятельности, основной причиной выгорания становится несовпадение желаемого и действительного. Идеализм, особенно характерный для людей профессий «человек-человек», сильнейшим образом влияет на выгорание. Поэтому стоит менее серьезно относиться к своей трудовой деятельности, не связывая результаты работы со своей значимостью как человека.

 

Несколько советов по профилактике

эмоционального выгорания:

  1. Распределяйте все свои дела по значимости и актуальности, расставляйте приоритеты. Не надо пытаться успеть сделать все за один день. Чем больше вы будете перерабатывать, тем менее эффективно будете работать в последующие дни.
  2. Не берите дополнительный функционал и поручения. Уже на этапе приема на работу строго охраняйте собственный границы. Нечеткие функциональные обязанности приводят к переработкам и увеличивают стресс. Будьте внимательны к себе и своим ресурсам. Автоматизируйте рутинные задачи, если это возможно.
  3. Отдыхайте полностью отключившись от рабочего процесса. Следуйте распорядку дня, отводя четкое время на сон и прием пищи. Чтобы каждую свободную минуту не думать о работе, найдите себе хобби. Это позволит сместить фокус внимания и мыслить позитивно. Не берите на себя слишком много домашних обязанностей, особенно это касается педагогов женщин. «Вторая смена», включающая готовку, уборку, стирку и воспитание детей не является прерогативой одного человека. Распределите домашние обязанности между всеми членами семьи и не стесняйтесь просить помощи.
  4. Эмоциональное выгорание сотрудников происходит гораздо реже, если в организации налажена корпоративная культура. Очевидно, что выстраивание корпоративной культуры в педагогическом коллективе не является обязанностью учителя. Однако любой специалист имеет возможность наладить отношения с коллегами. Без уважительного общения в коллективе работа не будет приносить удовольствия. Постоянная конкуренция и конфликты не приведут к успеху ни одного участника. Когда действия сотрудников согласованы, то все они нагружены равномерно, у каждого есть свои обязанности, которые он не забывает выполнять. Постоянная коммуникация с коллегами влияет на скорость решения возникающих вопросов и уменьшает количество офисной бюрократии.
  5. Сотрудники не могут быть продуктивными целый день. Восемь или двенадцать часов на работе, особенно сидячей, негативно воздействует на организм человека. Понятно, что вы не сможете отказаться от рабочих обязанностей. Если вы чувствуете, что сильно устали, встаньте и пройдитесь по коридору, поднимитесь и спуститесь по лестнице, выйдите на улицу и подышите свежим воздухом. Все эти ежедневные ритуалы помогут разнообразить рабочую деятельность и улучшить физическое состояние.
  6. Если вы уже чувствуете приближение кризиса, то возьмите перерыв. Конечно, такой вид рабочего отпуска, как саббатикал недоступен для большинства работников. Саббатикал — оплачиваемый частично или полностью длительный отпуск продолжительностью от трех месяцев до года с гарантированным сохранением места за сотрудником. Тем не менее, длительный отпуск не единственное решение проблемы. Стоит взвесить все за и против и придумать приемлемое и финансово и психологически решение. Например, уменьшить количество рабочих часов или сменить место работы, работать из дома или временно уволиться.

На последнем пятом этапе эмоционального выгорания сложно, а иногда невозможно вернуться к прежнему эмоциональному и физическому состоянию. Обычно в этом случае требуется помощь психолога или даже смена профессии. Поэтому самое важное — не запускать данное состояние, вовремя отслеживать изменения настроения, более внимательно относится к себе. Заметив негативные перемены и неудовлетворенности своими обязанностями, пытайтесь использовать один или несколько предложенных советов.

 

Берегите себя и выстраивайте комфортный режим труда!

свернуть

Мифы и правда

МИФЫ И ПРАВДА о суициде

 

Важная информация № 1. Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи.

Суицид является “убийцей № 2” молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же специалистов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если специалисты правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид.

Иногда смертный случай признается суицидом лишь в том случае, если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу “суицид” попадают лишь те случаи, которые не вызывают никаких сомнений.

 

Важная информация № 2. Как правило, суицид не происходит без предупреждения.

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

 

Важная информация № 3. Суицид можно предотвратить.

Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать  суицидальные   попытки  снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. ЕСЛИ ЖЕ КТО-ТО ВМЕШАЕТСЯ В ИХ ПЛАНЫ И ОКАЖЕТ ПОМОЩЬ, ТО ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО, СНОВА ПОКУШАТЬСЯ НА СВОЮ ЖИЗНЬ ОНИ НЕ БУДУТ.

 

Важная информация № 4. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде.

Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на “суицидальные” темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. Ты, должно быть, слышал разговоры о том, что нельзя, дескать, беседовать с молодежью о наркотиках, потому что тогда они могут захотеть их попробовать; нельзя разговаривать с ними про секс, потому что тогда они займутся сексом, и т.д. Некоторые родители, учителя, психологи избегают слова “суицид”, потому что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти.

На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Если твоя знакомая, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это значит, что она давно уже о нем думает, и ничего нового ты ей о нем не скажешь. Больше того, твоя готовность поддержать эту “опасную” тему даст ей возможность выговориться, –  суицидальные  же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидальноопасными.

 

Важная информация № 5. Суицид не передается по наследству.

От мамы ты можешь унаследовать цвет глаз, от папы – веснушки на носу; суицидальные же идеи по наследству не передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов твоей семьи уже совершил суицид, ты оказываешься в зоне повышенного  суицидального  риска. Представь, например, семью, где родители много курят, пьют или употребляют наркотики. В такой семье  дети  рискуют перенять вредные привычки родителей. На этих  детей  действует так называемый “фактор внушения”: родители, дескать, плохому не научат. Разумеется,  дети  вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный, пример.

 

Важная информация № 6. Суициденты, как правило, психически здоровы.

Как правило, подростки, которые совершают  попытку  покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи, с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью.

Психически нездоровые люди часто кончают с собой. Из-за резких перепадов настроения и неадекватного  поведения  жизнь их превращается в пытку – однако твои друзья и знакомые, в большинстве своем, к этой категории не принадлежат.

 

Важная информация № 7. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид.

Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее, у нас принято от них “отмахиваться”. “Он шутит”, – говорим или думаем мы. – “Она делает вид”, или: “Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!” Не рискуй жизнью своего друга: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно.

 

Важная информация № 8. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание.

Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: “Я хочу покончить с собой”. Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.

Если твой знакомый заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет  привлечь  к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! Если ты настоящий друг, то в этой ситуации тебе не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе внимание. Вместо этого, обрати внимание на то, что говорит твой друг, не рассуждай о том, чем он руководствовался, заговорив о суициде.

Исходя из того, что если твой друг завел разговор о самоубийстве, значит живется ему и в самом деле не сладко. Значит, он решился на отчаянный шаг. Даже если он просто “делает вид”, хочет обратить на себя внимание, это необычное  поведение  свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.

 

Важная информация № 9.  Суицидальные  подростки считают, что их проблемы серьезны.

Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света.

Наверно, ты согласишься, что  дети  и  взрослые  часто смотрят на жизнь по-разному. То, что ужасно для тебя, для них ерунда, и наоборот. У тебя, например, плохое настроение оттого, что ты подрался со своим лучшим другом, а родители скажут: “Ну и что? У тебя и без него друзей хватает”.

На жизнь по-разному смотрят не только родители и  дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что “здорово” для тебя, для одного твоего друга “паршиво”, а для другого – “нормально”.

 

Важная информация № 10. Суицид – следствие не одной неприятности, а многих.

Ты ведь слышал выражение: “Последняя капля, которая переполнила чашу терпения”? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представь, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена.

Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.

 

Важная информация № 11. Самоубийство может совершить каждый.

Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип ”суицидоопасного подростка” установить невозможно.

Подростки из богатых семей подвержены  суицидальным  настроения ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе ни дома.

На первый взгляд может показаться, что вашей подруге не грозит суицид, потому что у нее все есть: деньги, машина, друзья, модные “тряпки”. Но благополучие – вовсе не гарантия от суицида. Важно то, что твои друзья говорят и делают, а не то, сколько у них денег и что они, по-твоему, чувствуют.

 

Важная информация № 12. Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск.

Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную  суицидальную   попытку, самое опасное время – 80-100 дней после первой  попытки.

После первой  попытки  расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют им повышенное внимание, и у них возникает чувство, что все их любят.

Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, “берет свое”, появляются у них дела и поважнее. Тем более что настроение у подростка отличное – вот всем и кажется, что худшее позади.

Однако совершивший  суицидальную   попытку  подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить еще одну  суицидальную   попытку, чтобы “вернуть” к себе внимание окружающих.

Иногда на то, чтобы окончательно изжить в себе суицидальные  намерения, подросткам требуется не меньше трех месяцев. За это время может выясниться, что ситуация к лучшему не изменилась: любимая девушка к нему не вернулась, отметки лучше не стали, пристрастие к наркотикам или к алкоголю такое же сильное. Тут-то им и приходит в голову мысль, что единственный выход из положения – повторная  попытка  расстаться с жизнью. Они находятся в неплохой форме и начинают планировать  суицидальную   попытку  номер два с удвоенной энергией.

В этом случае их друзьям следует быть настороже. Тебе может показаться, что твой друг после первой  попытки  одумался и “пошел на поправку”, – он же в это самое время задумал второй суицид активно приступил к осуществлению своего намерения. Вид у него  при  этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: “Ничего, скоро все это кончится”.

 

Информация № 13 – самая важная: друг может предотвратить самоубийство!

От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

А теперь представь, что кто-то из твоих друзей поделился с тобой своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласись, если б он тебе не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил твой друг с тобой, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К тебе он обратился потому, что верил: понять его сможешь только ты.

 

свернуть